Биоводород или биометан Часть 2 | AccordБиоводород или биометан

Биоводород или биометан Часть 2

Зелёный" водород или биометан для Украины?

Многие страны мира неразрывно связывают будущее своей энергетики с водородом. Декларирует своё желание развивать водородную энергетику и Украина.

Создание нескольких специализированных водородных ассоциаций, профильных Научно - технических советов при Минэкоэнерго и Национальной Академии Наук, - все это признаки заинтересованности правительства и бизнеса следовать в русле современных тенденций замещения ископаемых источников энергии возобновляемыми и признания водорода в качестве основополагающего энергоносителя будущего.

Участвовать в производстве зелёного водорода Украина может по разному. Можно производить водород за средства зарубежных инвесторов и экспортировать его в страны Евросоюза, как предлагают нам наши немецкие товарищи. А можно производить зелёный водород для себя, если найдутся желающие.

Рассмотрим оба варианта с цифрами в руках и попробуем "отделить зёрна от плевел".

Вариант 1 : деньги на строительство приходят от зарубежных инвесторов, которые собираются произведенный в Украине "зелёный" водород транспортировать и экспортировать в страны Европы.

Где-нибудь в Азовском море строится офшорный ветровой энергопарк с установленной мощностью 100 МВт. (Офшорные ВЭС имеют самый высокий КИУМ, доходящий до 40%). За год такой энергетический комплекс выработает около 350,4 ГВт*ч электрической энергии, которая при помощи подводного кабеля будет поступать в электролизёры соответствующей мощности. Для производства 1 кубического метра водорода требуется не менее 4 квт*ч электрической энергии. Годовой объём полученного водорода при описанном сценарии составит около 7,9 млн. килограмм. За приемлемый для западного инвестора срок возврата инвестиций - 10 лет будет выработано 79 млн. кг водорода ( 876,7 млн. кубических метров)

Стоимость офшорного ветрового энергокомплекса мощностью 100 МВт оценивается в районе $250 млн.
Стоимость электролизёров суммарной мощностью 100 МВт оценивается не менее $100 млн
Транспортировка 0,9 млрд. кубических метров водорода по газотранспортной системе Украины составит (по аналогии со стоимостью транспортировки аналогичного количества природного газа) за 10 лет примерно $30 млн 
Себестоимость 1 кг водорода с поставкой в Европу составит при этом ~ $4,8 ($430 за 1000 кубических метров), а стоимость 1 квт*ч содержащейся в нём энергии ~ 0,13 евро.
При этом не учтены операционные расходы и стоимость финансовых ресурсов, с учётом которых себестоимость 1 кг водорода с транспортировкой на западную границу Украины составит ~ 5,3 евро., а стоимость 1 квт*ч полученной из него электроэнергии ~ 0,14 евро.

С другой стороны, стоимость эквивалентного по энергоёмкости 1000 куб. м водорода объёма природного газа (300 куб. м ) составляет сегодня ~ $60, то есть ~ в 7,9 раза меньше. Такова сегодня плата за замещение ископаемого природного газа возобновляемым "зелёным" водородом. И это при том, что в рассматриваемом случае речь идёт лишь о себестоимости производства и транспортировки "зелёного" водорода.

Единственный доход при рассматриваемом сценарии для отечественного бюджета - плата за транспортировку произведённого в Украине за средства иностранных инвесторов водорода. Выгодно ли это для Украины? Чтобы ответить на этот вопрос, надо правильно оценить все расходы, связанные с транспортировкой водорода при помощи отечественной газотранспортной системы (возможный ущерб, размер средств, требуемых для возможной реконструкции и сервисного обслуживания и др.) Тщательное изучение этого вопроса необходимо начинать уже сегодня. Если предположить добавление 10% водорода к транспортируемым сегодня по 5 - летнему контракту с Газпромом 40 тыс. кубическим метрам природного газа, то допустимый годовой объем транспортируемого водорода составит 4 млрд. куб. м, плата за его транспортировку по территории Украины составит примерно $120 млн., а требуемая установленная мощность ветровых электростанций - в районе 5 ГВт, с объёмом инвестиций ~ $20 млрд.

Насколько существенен доход за транспортировку водорода для отечественного бюджета и стоит ли он тех рисков, которым будет подвергаться наша газотранспортная система, судить специалистам. На мой взгляд, участвовать в подобном проекте Украине нет ни малейшего смысла. В отличие от отечественного бизнеса, для которого подобные проекты всегда несут возможность получить свою скромную долю от разыгрываемого свадебного пирога.

Продолжение следует