Биометан и Биоводород ... Часть 3 | AccordБиоводород

Биометан и Биоводород два пасынка украинской возобновляемой энергетики

Часть 3

Использоваие биометана и биоводорода на транспорте

Замещение бензина и дизельного топлива природным газом и возобновляемыми биометаном, электроэнергией и биоводородом становится неумолимым трендом развития транспортной отрасли. На них переходят легковой и большегрузный транспорт, поезда и морские суда и даже авиация. Наиболее популярны электричество, водород и биометан. Все трое полностью безопасносны для окружающей среды и с точки зрения выбросов парниковых газов.

Когда говорят об электротранспорте, нужно принимать во внимание родословную используемой электроэнергии: произведена ли она при помощи возобновляемых источником энергии или ископаемых. Количество автотранспорта, использующего электроэнергию, биометан или водород в мире неуклонно растёт.

А что в этой сфере происходит в Украине? Не считая троллейбусов, на конец 2019 года здесь зарегистрировано почти 30000 электромобилей. И совсем отсутствуют автомобили и другие транспортные средства на биометане и биоводороде. Первопричина - отсутствие самих биометана и биоводорода, поскольку первый из них производить экономически невыгодно, а второй, вдобавок, ещё и не научились.

Представим, что биометан и биоводород имеются в наличии. Для первого из них есть всё необходимое - метановые автозаправки, газотранспортная система для доставки и хранения, сам автотранспорт. Нет необходимого технического регламента, но отнюдь не это является непреодолимым препятствием. Чтобы производить биометан, кто-то должен инвестировать, рисковать и понимать экономическую целесообразность таких инвестиций. Основой риск - устойчивость поставок необходимого сырья и неизменность его стоимости. Которых гарантировать в Украине не может никто. Именно это, а не длительные сроки окупаемости биометановых проектов, является первопричиной того, что ни в один из построенных и достраивающихся в Украине биогазовых комплексов не зашёл ни один иностранный инвестор. В отличие от солнечных и ветровых электростанций, где капитальные и операционные затраты в разы ниже, сырье - почти всегда в наличии и бесплатно, а зелёные тарифы до недавних пор превышали таковые для биогаза. Действующие на заправках розничные цены на полный аналог биометана - компрегированный природный газ - ниже 500 евро за тысячу кубических метров. Цены, по которым владельцы этих заправок закупают его у поставщиков, - в районе 300 евро. Себестоимость производства биометана, решись кто-либо его производить, составит 350 - 750 евро за тысячу кубических метров. Стимулировать производство биометана, чтобы это было интересно инвесторам, государство даже не планирует. Ответ на целесообразность производства биометана в Украине для использования в качестве транспортного топлива напрашивается однозначный. Хотя имеются исключения: 1) производство биометана из свалочного газа полигонов бытовых отходов; 2) для замещения дизельного топлива в процессе обновления машинно-тракторных парков агрохолдингов и муниципального городского транспорта. В последнем случае источник приемлемых сроков окупаемости - экономия денежных средств при закупке необходимых объёмов топлива (эквивалент 1000 куб.м биометана - 1 тонна дизельного топлива или бензина - стоят 800-900 евро)

Что касается биоводорода, который можно производить из воды, воздуха и биомассы для замещения дизельного топлива и бензина, то вопрос в настоящее время совершенно неактуален, ввиду полного отсутствия необходимой инфраструктуры (стоимость водородной заправочной станции превышает 1 миллион евро) и предназначенных для этого транспортных средств.

Стоимость биоводорода, произведенного при помощи ветровой или солнечной энергии электролизом воды, оценивается в диапазоне 10-30 долларов за килограмм (1000 - 3000 долларов за 1000 кубических метров). Стоимость биоводорода, произведенного методом анаэробной ферментации органических отходов, предварительно оценивается в 500 - 700 евро за кубический метр. Хотя никто его таким методом пока не производил.

В настоящее время пилотный проект первого в мире полу-промышленного производства водорода разрабатывается в Украине группой учёных Института Микробиологии и Вирусологии НАН Украины, совместно с консалтинговой компанией в сфере биогазовой энергетики Аккорд Лтд и Профессиональной Ассоциацией Экологов Украины. Состав участников недавно пополнился производителем оборудования для мембранной очистки дигестата - компанией NEREUS (Франция)

Продолжение следует...